- Ноя 18, 2019
- Viktor Branovitsky
- Статьи
- 0 Comments
Уже более года в стране действует новый закон о приватизации. Что было достигнуто за это время?
В январе 2018 года Верховная Рада приняла закон «О приватизации государственной и коммунальной собственности». 6 марта того же года текст был опубликован газетой «Голос Украины».
С этой даты приватизация в стране заработала по новым правилам. Что должно было измениться за этот год?
На стадии рассмотрения закона Министерство экономики объявило ряд приоритетов. Среди них — запуск небольшой приватизации через ProZorro. Система продаж, начало приватизации крупных предприятий по новым правилам, разделение функций управления государственным имуществом и отраслевой политики, надзора и контроля.
Удалось ли вам добиться этого, давайте рассмотрим конкретные примеры
Запустить малую приватизацию
Учитывая бесспорные успехи мелкой приватизации и примеры значительных побед Львова и других городов, напрашивается один вывод: никому из крупных отечественных и иностранных инвесторов не нужны сауны, заброшенные строительные площадки, подвалы и санатории. В результате реформа смогла быть реализована как проект.
Тем не менее, закон о приватизации смог перезапустить механизм продажи небольших объектов приватизации и показал успешные прецеденты для приватизационных процессов. Из 1454 объектов недвижимости, выставленных на продажу государственными органами на ProZorro. Продажи с августа по декабрь 2018 года включительно, 423 были успешно проданы.
Основной проблемой для мелкой приватизации является низкая осведомленность широкого круга инвесторов о перечне приватизируемого имущества и объектов, которые могут быть им интересны.
Кроме того, мощное лобби в Верховной Раде не оставляет попыток сорвать начатую мелкую приватизацию, что проявляется в отдельных законодательных инициативах.
Приватизация крупных предприятий
Приватизация крупных государственных предприятий не должна была начаться в 2018 году.
Продажи Центрэнерго, например, ждали шесть лет. 13 декабря 2018 года они планировали продать компанию почти за 6 миллиардов гривен, но за два дня до аукциона SPF отменил ее. Впоследствии аналитики активно объясняли причины отмены конкуренции, аргументируя необходимость такого шага за счет снижения стоимости предприятия.
В то же время цена в 6 миллиардов гривен, установленная на основе оценки Ernst & Young, равна мультипликатору Triple Price / Net Income, который не совсем соответствует потенциалу такого уникального предприятия для украинской компании. экономика.
Окупаемость при таких условиях составляет чуть более трех лет.
Как уже сообщалось, две компании вышли в финал конкурса, из Беларуси и Украины, но есть подозрение, что конкурс был написан для одного участника. Возможно, что аукцион был отменен именно из-за этого. Возможно, это к лучшему: после выборов компания может подорожать.
Приватизация других объектов была сорвана из-за судебных разбирательств о победе в тендерах на право считаться инвестиционным консультантом.
Победившая инвестиционная компания является эксклюзивным партнером по поиску внешнего или внутреннего покупателя и должна сопровождать сделку. Наличие инвестиционного консультанта при приватизации крупных объектов является обязательным. Оживляет рынок профессиональных инвестиционных услуг.
Из-за отсутствия IPO украинских компаний в течение длительного времени, спроса на рынке слияний и поглощений, размещения корпоративных облигаций и мертвого внутреннего фондового рынка отечественные инвестиционные компании сместили свое внимание на дисконтирование обанкротившихся банковских портфелей, спекуляций государственными облигациями и валютой, сопровождение покупки залога и дисконтирование деловой задолженности перед банками.
Инвестиционные компании инвестировали свою прибыль в скупку капитальной коммерческой недвижимости и лучших представителей реального сектора экономики в контексте ее недооцененной стоимости.
Не существует успешных примеров того, как инвестиционные компании выполняют свои обязательства в течение короткого периода времени с даты подписания соглашений с Фондом государственного имущества (ФГИ).
Разделение функций
В 2018 году Министерство экономики не смогло разделить функции регулятора отраслевой политики, надзора и контроля, а также управления государственным имуществом. Несмотря на желание, руководство министерства не завершило деление на две автономные структуры, подотчетные различным депутатам этого ведомства.
После реорганизации Министерства промышленной политики в 2014 году Министерство экономики было подчинено значительному числу предприятий. На конец 2018 года их было более 140. Этот груз содержит не менее коррупционные риски и риски неэффективности, чем «чемодан», перевозимый СПП.
рекомендации
Что необходимо сделать для повышения эффективности политики собственности на государственном уровне в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
Во-первых, разработать имущественную политику, разделив функции управления государственным имуществом и отраслевой политики, надзора и контроля.
Во-вторых, внедрить принципы корпоративного управления в соответствии с рекомендациями G20 и ОЭСР, перейти на дуалистическую систему управления с плавным вектором движения в централизованной системе управления.
В-третьих, провести реструктуризацию и акционирование государственных предприятий и банков с возможным размещением части акций на бирже.
В-четвертых, по инвестиционным и социальным контрактам ввести бесплатную приватизацию неликвидных небольших приватизационных объектов, обанкротившихся и заброшенных предприятий через пять-десять лет.
В-пятых, чтобы устранить монополию на регулирование необычных областей производства, заключать договоры аренды государственной и коммунальной собственности исключительно через платформу ProZorro.Prodazhi.
В-шестых, утвердить новую дивидендную политику для публичных компаний, преодолеть дискриминационные условия приватизации государственных предприятий, концессий и государственно-частных партнерств.
И, наконец, отменить мораторий на приватизацию и банкротство ряда нестратегических предприятий, расширить полномочия Государственной аудиторской службы в области надзора и контроля.
Учитывая снижающуюся динамику прямых иностранных инвестиций, приватизация должна проходить с максимальным привлечением иностранного капитала.
ИСТОЧНИК: НБУ
Иностранные инвестиции являются источником модернизации, повышения эффективности и развития промышленности. Они начинают маховик экономического роста.
В 2015 году было доказано влияние приватизации на производительность украинских предприятий, а также в сравнении отечественных и зарубежных покупателей. В среднем за 6 лет анализируемые предприятия смогли повысить производительность труда на 16-18%. Производительность предприятий, где владельцем приватизации был иностранный капитал (без оффшорных зон и России), была на 17-33% выше по сравнению с предприятиями, приобретенными отечественными собственниками.
Успешными примерами в мире являются приватизация Skoda Volkswagen, Petrom австрийской OMV и другие.
Акционирование государственных предприятий
Государственные пакеты акций могут быть более выгодно реализованы для государства, если они размещены на отечественной или международной фондовой бирже. Это обеспечит развитие фондового рынка, внимание частных и институциональных инвесторов, миноритарных акционеров, профессиональных участников рынка.
Впоследствии это восстановит использование инструментов фондового рынка как метода инвестирования, сбережения и развития капитала.
Заполнение фондового рынка запасами качественных активов и утверждение новых правил выплаты дивидендов является стратегическим приоритетом государственной политики развития финансового сектора. На данный момент оборот украинских бирж формируется более чем на 90% за счет операций с государственными облигациями.
Проведение государственных IPO или прямых инвестиций на международных рынках капитала может быть в несколько раз больше, чем их нынешняя скудная оценка и капитализация.
Банки и ряд предприятий могут быть размещены на варшавской или лондонской биржах — по примеру крупнейшего банка в Польше, банка Pekao, с последующей его продажей стратегическому инвестору.
Приватизация могла бы быть более экономически выгодной для государства, если бы она была осуществлена путем открытой подписки инвесторов на портфель акций. Например, во второй половине 2017 года были проданы государственные пакеты акций Киевэнерго, ДТЭК Западэнерго, ДТЭК Днепроэнерго, ДТЭК Днепрооблэнерго.
В 2012 году они были проданы в интересах группы ДТЭК по сниженной цене. В 2017 году стоимость акций этих предприятий при приватизации по курсу доллара была в 2-10,3 раза ниже, чем в 2012 году.
Стоимость акций при приватизации
2012 год, грн
2012, доллары
2017 год, грн
2017 год, доллары
Сравнение 2017 с 2012
Киевэнерго
16
2,0
28
1,0
В 2 раза ниже
Днепрооблэнерго
220
+27,5
328
12,5
В 2,2 раза ниже
Днепроэнерго
787
98,0
488
19,0
В 5,16 раза ниже
Западэнерго
330
41,0
109
4,0
В 10,3 раза ниже
Источник: SPF
Несмотря на потенциал роста стоимости государственных пакетов акций облэнерго не менее чем в три раза, после введения стимулирующего тарифообразования (RAB-регулирования), с учетом роста выручки, модернизации предприятий и монополизации рынка, цели и результаты были аналогичны целям и результатам 2012 года.
Подготовка и продажа предприятий была осуществлена всего за две недели. Никто не ожидал перезагрузки в приватизации даже в соответствии с новым соответствующим законом.
Фонд государственного имущества попытался продать часть объектов, подлежащих приватизации, с заниженным уровнем потенциальной стоимости, другая часть была нарушена, а некоторые были реализованы в спешном порядке до принятия закона
прошло. Влияние олигархических структур на приватизационные процессы после Революции достоинства оставалось сильным, несмотря на смену власти и перезапуск управления в департаментах.
Конечно, есть объекты, которые не пользуются спросом. Они будут продаваться дешевле, чем возможная рыночная стоимость или на голландском аукционе, и кому-то придется принимать политическое решение в ущерб собственной репутации. Когда приватизация прозрачна в рыночных условиях, затраты не всегда первичны.
Однако есть предприятия, которые могут быть выгодно проданы стратегическому инвестору или акционированы на иностранных или отечественных фондовых биржах. Это Укрзализныця, Турбоатом, Центрэнерго, Укроборонпром, Укрспирт, Ощадбанк, Укрнафта, Приватбанк, Укргазбанк, Укрпочта, Укрэксимбанк, Аэропорт Борисполь, порты.
Стоимость этих предприятий не должна быть равна трем годам окупаемости, а должна соответствовать международным показателям на рынках. При определении стоимости также необходимо использовать метод оценки аналогов. Между тем, государственные органы прячутся за отсутствием спроса на государственные активы.
Подобный расчет подтвержден Центром экономических исследований, согласно их данным, оценка стоимости 53 государственных компаний из списка ТОП-100 на продажу для мультипликаторов стран с лучшим владением и управлением составляет $ 5,9 млрд. , Однако продажа этих компаний на нынешнем уровне верховенства закона принесет госбюджету в лучшем случае 1,7 миллиарда долларов. Расчет произведен на основе анализа данных польских фирм-аналогов.
В последние годы в украинских корпорациях наблюдается модная тенденция к созданию позитивного проевропейского имиджа. Хотелось бы, чтобы это не стало экраном для продолжения закулисной приватизации.
Учитывая огромную важность нового профильного закона, в условиях завершающей стадии легитимации собственности в 2018 году была проведена титаническая работа по сбалансированию интересов бенефициаров экономических секторов для принятия закона о приватизации. Однако олигархические структуры и чиновники продолжают саботировать правила игры.